economicus.ru

Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И.
Микроэкономика
В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.

2.2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.
Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, а в природоэксплуатирующих отраслях и природно-климатические условия.
Цена предложения ≈ это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид:
где ≈ объем предложения i-того товара (i = 1,2,..., k); Li, ≈ характер применяемой в производстве i-того товара технологии;
P1, ..., Pk ≈ цены товаров, включая i-тый товар; Ti ≈ налоги и дотации, установленные по i-тому товару; N ≈природные условия. Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены интересующего нас товара (Pi), положить неизменными, то от функции (2.4) можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость объема предложения товара только от его цены:
Как и функция спроса, функция предложения от цены (2.5) может быть представлена тремя способами: 1) табличным, например:

Pi (руб.) (штук)
... ...
100 300
150 500
... ...
500 1000
... ...


2) аналитическим, например:
3) графическим. На рис. 2.3 линия SS представляет графическое отображение функции предложения от цены. Она называется линией предложения. Абсциссы точек линии предложения характеризуют объем спроса, а ординаты ≈ цены предложения. Как видим, линия предложения в отличие от линии спроса имеет здесь положительный наклон, с ростом цены увеличивается и объем предложения. Однако так бывает далеко не всегда. В дальнейшем мы познакомимся с линиями предложения другой конфигурации. Пока же заметим, что в отличие от общего закона спроса, практически не знающего исключений, подобного общего закона предложения не существует. Мы принимаем положительный наклон линии предложения пока лишь в качестве первого приближения.
Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены (2.5) ≈ движение вдоль линии предложения. Например, как видно на рис. 2.4, при повышении цены с P1 до P2 объем предложения увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения какого-либо другого фактора (например, в связи с неблагоприятными погодными условиями в случае сельскохозяйственного производства) устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменяется сама функция предложения, происходит сдвиг линии предложения с S1S1 до S2S2, так что при прежней цене P1 объем предложения составит лишь Q3, а при цене P2Q4. В этом случае говорят, что уменьшилось само предложение. Очевидно, что при увеличении предложения линия предложения сместится вправо от S1S1.
Увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может произойти по следующим причинам:
а) понижение цен на применяемые в производстве данного товара ресурсы;
б) понижение цен на товары, которые являются "конкурентами" данного товара в производстве (например, понижение цены на свеклу может увеличить предложение моркови);
в) повышение цен на товары, производимые "совместно" с данным товаром. Так, повышение цен на шкуры крупного рогатого скота может увеличить предложение говядины;
г) улучшение технологии производства данного товара;
д) уменьшение налога на данный товар или введение дотации;
е) благоприятные погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений с благоприятными условиями добычи, если речь идет об ископаемом сырье.
Читателю нетрудно будет догадаться, по каким причинам может произойти сокращение предложения (сдвиг линии предложения влево).